Семейный интернет

Семейный интернет

Игры и задания, направленные на формирование информационной компетентности младших школьников

Направление "Работа с источниками информации"
Задание "Сколько значений у предмета". Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.Поощряются самые оригинальные, неожиданные ответы, и чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности, обычно фиксируемые при ее оценке: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др. Ребенок учится открывать в обыденном новые, неожиданные стороны.
Задание "Наблюдение как способ выявления проблемы". Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Вот варианты проблем для детских исследований: "Почему светит солнце?", "Почему играют котята?", "Почему попугаи и вороны могут разговаривать?". Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, осенние листья (деревья, яблоки и др.). Листья можно взять в руки и внимательно исследовать. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму различных листьев, назвать основные цвета, в которые они окрашены. Можно поговорить о том, где они растут и почему осенью меняют цвет и опадают с деревьев.
Направление "Упорядочивание информации"
Игра "Найди общий признак". Можно предложить ребенку сгруппировать предметы, взяв одинаковые по назначению (например, несколько машин, кукол, шаров или мячей). Их можно сначала разложить по предметной соотнесенности: в одну группу – все куклы, в другую – машины, в третью – шары или мячи. Потом перегруппировать по цвету: красные машины, кукла в красном платье и с красным бантом, красный шар. В третий раз – по величине: большие машины, куклы, шары; маленькие машины, куклы, шары. Всякий раз, когда группировка выполнена, нужно сказать, по какому признаку объединялись предметы. Потом можно спросить ребенка: "А как еще можно разместить предметы, чтобы у них что-то было одинаковое?"
Игра "Четвертый лишний". Перед ребенком в произвольном порядке кладут четыре картинки, например, с изображением шкафа, стула, стола и платья. Чтобы правильно определить лишний предмет (платье), он должен выделить мебель как группу и понять, что платье к данной группе не относится, потому что это одежда. Но ребенок может рассуждать и иначе: "Платье надо повесить в шкаф, а для этого надо встать на стул. А стол тут лишний". Поэтому, когда ребенок ошибается, надо терпеливо выяснить, почему он исключил именно эту картинку, а не говорить сразу, что он ошибся. И только после этого объяснить принцип выделения лишнего, основанный на классификации.
Направление "Использование информации для построения умозаключений"
Игра "Умозаключения по аналогии". Вы можете рассказать детям, что некоторые животные, несмотря на свои отличия, очень похожи. Например, у кенгуру задние лапы длинные, а передние короткие, почти так же устроены лапы зайца, только разница в длине между ними не так велика. Туловище рыбы имеет определенную форму, помогающую преодолевать сопротивление воды. Если мы хотим, чтобы создаваемые нами корабли и особенно подводные лодки хорошо плавали, их корпуса должны быть похожи по очертаниям на туловище рыбы.
Детей можно попросить выполнить следующие задания:
  • сказать, на что похожи: узоры на ковре, облака, очертания деревьев за окном, старые автомобили, новые кроссовки;
  • назвать как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.);
  • назвать как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.
Игра "Что здесь изображено?" На листе бумаги  нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного. Вы можете предложить детям рассмотреть их и ответить на вопрос: "Что здесь изображено?". Вам необходимо фиксировать ответы, для этого можно просто проговаривать их вслух или записывать на доске. При правильной организации игры ответов будет много. Отмечая неожиданные, оригинальные и интересные ответы, следует хвалить детей, это придаст им уверенности, поможет в дальнейшем смелее высказывать самые разные идеи. Когда ответов накопится много, нужно подвести итог, задать детям вопрос: "Кто же был прав?". Вам следует помочь детям прийти к заключению, что каждый ответ можно считать правильным – "правы были все, но каждый по-своему".

Комментариев нет:

Отправить комментарий